Создание сайта, который понравится людям и поисковым системам

В самом деле, зачем нужен сайт?... Неумолимый рост Всемирной сети Интернет привел к тому, что сайтов на свете образовалось невероятное количество. И с каждым днем их становится только больше. Зачем создавать еще один? И как быть с расхожим мнением, что Интернет - это зло, что люди в нем могут "зависнуть", навеки выпав из реальной жизни?

А зачем вообще нужен сайт?

На это можно ответить лишь одним способом. Автомобиль является злом в том смысле, что можно лишиться жизни, попав под его колеса. И огонь, и нож, и лекарство, и даже вода могут быть использованы во зло, а могут принести пользу. Все зависит от того, как мы их используем. Стало быть, зло не в вещах, а в нас самих. То же самое относится и к Интернету. Так как же использовать это пока еще новое для нас явление, чтобы оно приносило пользу людям? И, прежде всего, владельцу и создателю гипотетического сайта, о котором пойдет речь в статье.

Вы - сайтовладелец. Что дальше?

Стать сайтовладельцем совсем не трудно. Частному лицу достаточно зарегистрировать свой домен на любом бесплатном хостинге. Организации посолиднее предпочтут, естественно, платный хостинг, при котором название организации, купившей домен, не смешивается в адресе будущего сайта с названием самого хостинга. Ведь сайт - это ваша виртуальная витрина, и по ней потенциальный клиент будет судить о том, насколько сайтовладелец уважает сам себя.

Допустим, вы зарегистрировали доменное имя www.moyafirma.ru. Вы даже выложили там какие-то странички, рассказывающие о вашем бизнесе (пусть это будет торговля подержанной оргтехникой, мобильными телефонами и бытовыми приборами). Ваш сайт уже много дней доступен в сети, но никто не звонит, не пишет по электронной почте и не интересуется вашими товарами. Статистика показывает, что на ваш сайт за последнюю неделю посещали лишь три раза (наверное, два из них - это ваши собственные визиты). Что было сделано не так?

Скорее всего, вы не позаботились о том, как "проложить дорожку" к вашему сайту. Люди ничего не знают о нем - так что же может заставить их набрать его адрес в адресной строке браузера?

"Дорожку" к сайту прокладывают через поисковики. Прежде всего, необходимо сообщить всем ведущим поисковым системам свое доменное имя, для чего у каждой имеется специальный веб-интерфейс. (Мы подробнее остановимся на этом вопросе в одной из следующих статей, а сейчас речь пойдет о другом).

Надо, чтобы сайт находили

Допустим, поисковик нашел ваш сайт и внес его в свой индекс. Дает ли это гарантию того, что к вам толпами повалят посетители? Отнюдь. Ведь у вашего сайта наверняка есть много конкурентов в Сети, и каждый заинтересован в том, чтобы именно его нашли в первую очередь.

Поэтому, ваша следующая задача - всякий раз, когда посетитель поисковика вводит в строку поиска интересующие вас ключевые слова и нажимает на Enter, оказываться в выводимом списке найденных ресурсов как можно ближе к первой строке. И вот здесь в дело вступает SEO (Search Engine Optimization - оптимизация под поисковые машины), новое знание и новое искусство XXI-го века.

SEO начинается с нескольких несложных правил. Итак,

Работайте над текстом. Тщательно отбирайте ключевые слова и фразы

Текст каждой странички вашего сайта - это тот материал, на основании которого поисковая машина делает вывод о том, чему посвящен ваш сайт. Этот же самый текст увидит и посетитель, прочитает его (или не станет читать) и решит, стоит ли возвращаться сюда снова. Важно, чтобы текст каждой страницы ясно и четко описывал, чему эта страница посвящена, был прост для понимания и интересен, прежде всего, вашей целевой аудитории. Тогда есть шанс, что сайт поможет вам привлечь ценного клиента.

С другой стороны, поисковая машина не в состоянии оценить "интересность" страницы, качество языка или актуальность освещаемой проблемы. Зато она способна определить степень релевантности приведенного контента тем или иным ключевым словам. Поэтому надо тщательно подбирать ключевые слова и фразы, под которые страничка будет оптимизироваться.

Отобранные с помощью WordTracker или других подобных инструментов ключевые фразы надо почаще включать в текст страницы. Желательно, чтобы они не были самыми часто употребляемыми пользователями поисковиков, ибо за них развертывается довольно большая конкуренция, но все же оставались достаточно популярными. Принято, чтобы одна страница оптимизировалась под одну, две, максимум три ключевые фразы, иначе все усилия по оптимизации окажутся неэффективными. Плотность каждой ключевой фразы снизится, и поисковик просто "запутается", не зная, какие именно слова считать самыми важными.

При этом важно не переборщить (это правило в SEO вообще встречается повсеместно) и не включать ключевые фразы в текст слишком часто. Текст, будучи прочитан вслух, должен восприниматься абсолютно естественно, и ключевая фраза не должна казаться навязчивой и резать слух. Иначе есть вероятность, что, во-первых, люди не станут читать такую страницу, а во-вторых, поисковики накажут за злоупотребление.

Вернемся к нашему примеру: www.moyafirma.ru. Тема: торговля подержанной оргтехникой, мобильными телефонами и бытовыми приборами. Одно из правил SEO гласит, что не надо смешивать все это в кучу на одной и той же странице. Пусть для каждого рода деятельности будет своя страничка, оптимизированная под свою ключевую фразу. И при этом следует учитывать специфику. Вы можете потратить несколько месяцев, "вылизывая" контент под слова "подержанная оргтехника", а потом выяснится, что гораздо чаще ищут, например, "принтеры БУ" или "старые принтеры".

Что касается оптимального размера веб-странички, то на этот счет нет единого мнения. Считается, что это где-то 200-250 слов. Тем не менее, верное решение должен подсказать ваш собственный опыт. Наверняка известно одно: ключевые слова, расположенные ближе к началу страницы, больше влияют на релевантность, чем те, которые включены в последний абзац.